Кинобеседы: "Обыкновенное чудо" (1978)

Кинобеседы: "Обыкновенное чудо" (1978)

13 февраля состоялось очередное заседание юношеского клуба "Кинобеседы". Смотрели классику советского кинематографа - фильм Марка Захарова "Обыкновенное чудо" (в немного сокращенной редакции). 

Нам пришлось довольно долго разбирать сценарий, т.к. в оценке целого ряда сцен мнения участников разошлись. 

Например, такой вроде бы несложный вопрос: в какой момент можно констатировать, что Медведь стал "полноценным человеком"? Когда вернулся к Принцессе, преодолев все препоны Волшебника? Когда открыл ей свою тайну? Когда попросил Эмиля запереть себя в комнате? Когда бежал от поцелуя Принцессы? Мы пришли к выводу, что все-таки это происходит еще раньше, о чем свидетельствует его фраза "быть настоящим человеком очень нелегко". А дальше уже идет его внутренний рост как рост человеческой личности. Интересно, что именно этой фразе радуется Волшебник (его гордое "а ты попробуй сделать живое еще более живым"). 

Мы долго обсуждали развитие отношения Медведя к Принцессе. Прав ли он был, что сбежал от поцелуя? Что пытался спрятаться в запертой комнате? Принцесса ушла после объяснения - было ли это и его сознательным решением, или только проявлением сострадания с ее стороны?

Волшебник дважды обвиняет Медведя в трусости. Мы долго обсуждали эти моменты и пришли к выводу, что со стороны Медведя именно в этих "трусливых" моментах было проявлено мужество, непонятное Волшебнику. Более того, "из любви к девушке" Медведь приносит большую жертву, чем может представить себе Волшебник. Смертный человек, бывший когда-то медведем, глубже познает любовь, чем бессмертный Волшебник. Наверное, именно поэтому он и не может уже превратиться обратно в зверя. 

Мы проследили и развитие чувств Принцессы. Сначала ей казалось, что она любит, и она была готова рассказать об этом всем вокруг. Но когда она действительно полюбила и выстрадала свою любовь, то стала воспринимать эту любовь как тайну, которой можно поделиться только с любимым.  

Было затронуто и много других вопросов. Например:

  • чего именно испугалась жена Волшебника в конце разговора об обратном превращении через поцелуй принцессы? 
  • какие "уровни" свободы затрагиваются в фильме?
  • прав ли был Эмиль, когда бежал от Эмилии? 
  • Министр-Администратор и Эмиль в фильме оказались немного похожи внешне. В чем тут могла быть задумка режиссера? 
  • во имя чего можно умирать?
  • задумывал ли Волшебник, что обратного превращения не произойдет?
  • Какова символика гобелена в доме Волшебника? Мишени в трактире?

Много чего мы и не успели обсудить, хотя обсуждение продлилось почти 4 часа. 

13.02.2022
Назад