Обсуждение фильма "Где ты, Адам?"

Обсуждение фильма "Где ты, Адам?"

20 декабря в нашей Воскресной школе прошло обсуждение фильма "Где ты, Адам?", который мы посмотрели неделю назад.

Надо отметить, что обсуждение прошло довольно бурное. В самом его начале была высказана мысль, что Афон нельзя снимать так, как сняли Александр Запорощенко и о. Александр Плиска: Афон - это настолько чистое, святое, недосягаемо святое в православном сознании место, что снимать фильм обыденным языком ("я зашел в келью, а этот любит овечек, а у этого птички, а у этого цветочки") - это занижение планки. Однако в ходе дальнейшего размышления над фильмом выяснилось, что за этим обыденным, буквальным смыслом стоит второй план, не буквальный.

Началось обсуждение с названия фильма. Что означает этот вопрос в первоисточнике и что он несет смысл в качестве названия конкретного фильма? Мы сравнили три таких вопроса, которые встречаются в Евангелии, и их контексты: "Адам, где ты?" (Быт. 3:9), "где Авель, брат твой?" (Быт. 4:9), "любишь ли ты Меня?" (Ин. 21:17), и постарались применить эти смыслы к контексту фильма. Получилось довольно любопытно. Как высказала одна участница обсуждения, к героям фильма больше подходит вопрос "любишь ли ты Меня?", а вот к нам - зрителям, больше подходит вопрос "Адам, где ты?".

Некоторые светские комментаторы пишут, что в данном фильме кадры природы и животных "намекают на рай". Мы внимательно вспомнили содержание фильма и пришли к выводу, что такая интерпретация в данном случае не может быть верной. Уж слишком много показано кадров, демонстрирующих "падшесть" мира и человека: хромая собака, ссора на стройке... И самое красноречивое: в Раю Адам нарекал имена всем животным, а тут человек прямо отказывается давать имена кошкам! Скорее, тут показано соработничество Бога и человека по преображению этой "падшести".

Очень интересно прошло обсуждение слов о. Григория о том, что более всего в своей жизни он жалеет о своем согласии стать священником и согласии стать игуменом монастыря. Мы пересмотрели кадры со священнической хиротонии, которые фигурировали в фильме, вспомнили последование хиротонии и слова, которые говорит архиерей новорукоположенному священнику, вручая ему залог:

«Приими залог сей и сохрани его цел и невредим до последняго твоего издыхания, о немже имаши истязан быти во Второе и страшное Пришествие Великаго Господа и Спаса нашего Иисуса Христа»

и постарались понять, какую ответственность эти слова накладывают на священника. О чем конкретно он "будет истязан" во Втором Пришествии?

Обсуждение длилось около 2 часов. Фильм перестал восприниматься как простые разрозненные кадры бытовой жизни монастыря, он стал восприниматься как рассказ через внешние детали о внутренней, духовной жизни монашеской общины или, более широко, любого христианина вообще.



23.12.2020
Назад